Книга о революции. Источники, движущие силы, результаты, победители и проигравшие. Пространство политических идей. Популяционная генетика протеста.
Терминология
Большинство слов в любом естественном языке амонимичны, имеют по несколько значений. В той области, в которую мы собираемся вступить, значения слов особенно размыты. Каждый волен, например, слово «революционер» наделять любым значением. Если это значение не совпадет с тем значением, которое подразумевали авторы, конструктивное обсуждение может не получиться. Нам бы этого не хотелось. Мы не собираемся ничего проповедовать и, тем более, навязывать. Мы собираемся обсуждать. Нам не так важно, чтобы с нами согласились, как то, чтобы нас правильно поняли.
Во избежание неверного толкования при ознакомлении с нашей работой мы, в первую очередь, постараемся дать, по меньшей мере, контекстуальные определения тем понятиям, которыми в дальнейшем будем оперировать. В этом нам помогут разнообразные словари и наше собственное понимание. Термины расположены в алфавитном порядке.
Автохтонный процесс – это процесс, возникший вне связи с какими-либо внешними причинами, обстоятельствами.
Производное от греч. autochthon – местный, рожденный тут же. Автохтонный процесс происходит «сам по себе», будучи обусловлен собственными материальными причинами, по законам, которые мы можем понять, но не в состоянии управлять ими, как заведенные часы идут уже сами, не требуя постоянного вмешательства наблюдателя до тех пор, пока заведена пружина. Так происходит распад ядер радиоактивных элементов, так создается нормальная микрофлора кишечника. Автохтонным населением Американского континента считаются индейцы, которые жили там «всегда».
Антикратик – это пассионарий, недовольный устройством власти.
Производное от греческого kratos – власть. Группа антикратиков состоит из революционеров и бунтовщиков.
Бенефициар революции – это лицо, группа людей, партия, класс, которые в результате революционных преобразований получают выгоду – входят во власть, приобретают капитал материальный (источник дохода, особые привилегии) и/или символический (слава, почет). Выгодоприобретатель.
Производное от лат. beneficium – благодеяние.
Бунтовщик – это политик недовольный властью, но не желающий входить во власть.
Бунтовщик активно выступает против порядков, установленных властью, критикует правительство, готов на самые решительные действия по ниспровержению существующего строя, но не имеет желания и/или умения, в случае победы революции, идти во власть и управлять страной, городом, селом… и не ставит перед собой такой задачи. Бунтовщики не находят себе места в элите ни в каком обществе и совершенно не готовы к власти, несмотря на пассионарность, талантливость и высокую активность каждого из них. Наиболее заметен этот тип антикратиков в среде творческой богемы, криминального сообщества, анархистски ориентированных групп, прежде всего, среди молодежи.
Буржуазная революция – это социальная революция, основной задачей которой является уничтожение феодального строя или его остатков, замену внеэкономического (сословного, кастового) принуждения на принуждение экономическое и построение на этих основах нового государства.
Государство – это инструмент, при помощи которого общество организует сосуществование людей.
Движущие силы революции – это классы и социальные слои, которые по своему объективному положению в системе производственно-распределительных отношений заинтересованы в ниспровержении существующего строя или способны к участию в борьбе за победу иного строя (контрэлита, бунтовщики и революционеры).
Демократия – это форма правления, при которой все граждане могут пользоваться равными правами на управление государством.
При такой форме правления все граждане данной страны являются источником государственной власти и, следовательно, все они не только вправе управлять государством, но и имеют для этого реальные возможности. Это управление может осуществляться гражданами непосредственно или через своих представителей.
Деспотия – это форма правления, при которой государственная власть может осуществляться единолично.
В зависимости от предлога или способа достижения власти она может называться монархия, диктатура, тирания и т.п.
Децильный коэффициент – это величина, характеризующая степень социального расслоения в обществе, показывающая во сколько раз минимальные доходы 10% наиболее обеспеченного населения превышают максимальные доходы 10% наименее обеспеченного населения.
Закон – это нормативный правовой акт, принятый представительным органом власти.
Исключительность – это политическая идея, согласно которой люди разделены на сорта, и людям первого сорта принадлежат все права, а остальные люди не имеют никаких прав.
Принадлежность к первому сорту может определяться разными обстоятельствами – такими как национальность, религия, происхождение и т.п.
Истеблишмент – это высшая часть элиты.
Производное от англ. Establishment — «установление», «основание». Власть имущие вместе с их семьями, правящие круги. Совокупность людей, являющихся опорой существующего общественного строя и формирующих общественное мнение.
Капитализм – это социальный строй, основанный на частной собственности на средства производства и эксплуатации наёмного труда человека человеком.
Предшествует по марксистско-ленинскому учению социализму – первой фазе коммунизма. Основные признаки капитализма: господство товарно-денежных отношений и частной собственности на средства производства, наличие развитого общественного разделения труда, высокая степень обобществления производства, превращение рабочей силы в товар, эксплуатация наёмных рабочих капиталистами.
Класс – это большая группа людей, занимающая место в исторически определенной системе общественного производства, определенное отношением к средствам производства, их ролью в общественной организации труда, размерами той доли общественного богатства, которая достается им при распределении.
Консьюмеризм – это философия потребления.
Здесь мы использовали этот термин как синоним избыточного потребления. Власти заставляют население приобретать всё новые товары и услуги, убеждая, что это хорошо, в целях ускорения оборота наличных денежных средств и реализации продукции предприятий.
Контрреволюция – это заметное негативное перемещение страны в политическом пространстве за короткий промежуток времени.
Негативное перемещение – это перемещение хотя бы по одной оси политического пространства по направлению к этатизму, деспотии, исключительности. Коротким мы можем признать промежуток времени в несколько лет, не более пяти. Как видим, для определения контрреволюции термин «насилие» нам не понадобился.
Контрэлита – это политики, довольные действующей системой власти, но недовольные своим во власти положением.
Социальная группа активных, деятельных, волевых, расчетливых людей, способных к осуществлению функций руководителей, желающих эти функции осуществлять, но лишенных этой возможности по каким-то причинам.
Криминалитет – это социальная группа, получающая свои основные доходы посредством преступлений или нелегальной деятельности.
Либерализм – это политическая идея, согласно которой наивысшей ценностью считается каждый человек.
Для разделяющих эту политическую идею общество представляет собой совокупность отдельных личностей, которая не должна иметь ни на какую личность никаких прав. Общество не должно иметь никаких интересов, противоречащих интересам отдельной личности. Государство – некий инструмент, предназначенный для организации сосуществования людей и, так же, как и общество, не имеющий никаких прав на отдельную личность и никаких интересов, интересам этой личности противоречащих. У человека есть только три рода обязанностей – не нарушать таких же, как у него, прав других людей, исполнять обязательства, которые он добровольно на себя принял, и платить налоги на содержание государства. Государство обеспечивает выполнение этих обязанностей каждым человеком. Либерализм, как политическая идея, предполагает наличие у каждого человека максимально возможного объема свободы.
Народные массы (аполитичное население) – это люди, не обладающие субъективной потребностью и/или объективной способностью действовать в общественной жизни по собственному выбору на основе ценностей самореализации.
Это социальный тип, не стремящийся к осуществлению властных функций, податливый и адаптирующийся к любым формам властного контроля, обладающий пониженным уровнем пассионарности, воли и рациональности. Такие люди действуют в общественной жизни на основе ценностей выживания и не стремятся к полному контролю над собственной жизнью.
Оппозиция – это часть революционеров, которые четко и полно формулируют желаемую ими систему власти.
Ортодокс – это человек, твердо и неуклонно следующий какому-либо мировоззрению, учению, направлению.
Производное от греческого orthodoxia – правильное мнение. Свое мнение ортодоксы считают единственно правильным.
Пассионарии – это люди, обладающие выраженными способностями и свойствами лидера, вождя, героя. Пассионарии стремятся к обеспечению полного контроля над собственной жизнью.
Пассионарность – это свойство человеческой психики, побуждающее индивидуума на отважные поступки, зачастую не приносящие сиюминутной личной выгоды. Генетика человека показывает, что гены, проявление которых в совокупности обусловливает пассионарность, могут накапливаться в человеческих популяциях и при определенных условиях заставлять массы людей «беспричинно» начинать военные походы, путешествия и переселения племен, образование новых государств.
Политики – это люди, обладающие субъективной потребностью и/или объективной способностью действовать в общественной жизни по собственному выбору на основе ценностей самореализации.
Политические карьеристы – это группа, состоящая из контрэлиты и революционеров-прагматиков.
Политическое пространство – это модель, которая описывает закономерное положение основных политических идей (либерализм, этатизм, социализм, демократия, деспотия, равноправие, исключительность) относительно друг друга.
Прократик – это политик, довольный устройством власти. Производное от греческого kratos – власть. Прократики составляют элиту и контрэлиту.
Равноправие – это политическая идея, согласно которой все люди политически одного сорта, и никакая исключительность не допускается.
Для разделяющих эту политическую идею каждый человек обладает точно таким же объемом прав, как и любой другой.
Революционер – это политик, недовольный системой власти и желающий осуществлять властные полномочия.
Революционер – человек, активно выступающий против существующего в стране устройства власти. Не только желающий и готовый в случае победы революции осуществлять властные полномочия, то есть целенаправленно стремящийся к власти, но и активно желающий изменить само устройство, функционирование власти.
Революционер-прагматик – это революционер, желающий улучшений для узкого круга не входящей в элиту (до революции) части общества.
Прагматики обычно не против того, чтобы другим было хорошо, они специально не стремятся сделать другим плохо. Однако во всех случаях, когда «хорошо мне» и «хорошо другим» вступают в конфликт, прагматик выбирает «хорошо мне», что характерно для эгоистического поведения.
Революционер-романтик – это революционер, желающий улучшений для большинства не входящей в элиту (до революции) части общества.
Романтикам свойственны альтруистические идеалы, они «прежде думают о Родине, а потом – о себе».
Революционная ситуация – это политическая обстановка, предшествующая революции и характеризующаяся массовым революционным возбуждением, включением большого числа людей в активную борьбу против существующего строя.
Революция – это заметное позитивное перемещение страны в политическом пространстве за короткий промежуток времени.
Производное от латинского revolutio – поворот, переворот.
Позитивное перемещение – это перемещение хотя бы по одной оси политического пространства в направлении либерализма, демократии, равноправия. Коротким мы можем признать промежуток времени в несколько лет, не более пяти. Как видим, для определения революции термин «насилие» нам не понадобился.
УДК 323.272, 575.17
Егоров С.Н., Цыплёнков П.В. Колбасно-демократическая революция в России. 1989-1993. – СПб, 2014. – 172 с.
В книге обсуждаются причины, движущие силы, политические механизмы и результаты буржуазно-демократической революции, произошедшей в России в 1989-1993 годах. Приведены хронология основных событий революции, стратегия и тактика организаторов и участников революционных событий. Предложена новая оригинальная классификация политиков.
Сформулирована гипотеза о неизбежности социальных взрывов в человеческом обществе, даётся расчет количественного и качественного состава социальной группы, способной участвовать в протестных акциях, а также перечень первоочередных шагов будущей демократической революции в России.
Книга представляет интерес для историков, политологов, социологов, юристов, биологов.
В сети Интернет – http://russian-revolution-1989.blogspot.com
The reasons, driving forces, political mechanisms and the results of the bourgeois-democratic revolution, which occurred in Russia (1989-1993) in the book are discussed. Chronology of major events of the revolution, the strategy and tactics of the organizers and participants of the revolutionary events are presented. A new original classification of politicians is proposed.
Hypothesis about the inevitability of social upheavals in human society is formulated. Calculation of the quantitative and qualitative composition of the social group be able to participate in protests, and list of primary steps of future democratic revolution in Russia are given.
The book is of interest to historians, political scientists, sociologists, lawyers, biologists.
Социализм – это политическая идея, согласно которой наивысшей ценностью считается общество. Производное от латинского socialis – товарищеский, брачный, союзный, общий.
Для разделяющих эту политическую идею общество ставит цели жизни и развития своим отдельным членам. Общество дает оценку действиям человека с точки зрения их полезности для достижения целей общества – его сохранения и развития. Человек вправе преследовать любые цели, не противоречащие интересам общества как целого, обязан соблюдать права других людей, исполнять свои добровольные обязательства и все предписания общества, направленные на достижения его, общества, целей. Государство обеспечивает выполнение этих обязанностей каждым человеком.
Социальная революция – это коренной качественный переворот в социально-экономической системе общества.
Социальная революция никогда не является плодом заговора одиночек или действий изолированного от масс меньшинства (контрэлиты). Она может возникнуть только в результате объективных условий, приводящих в движение массовые силы и создающих революционную ситуацию.
Элита – это совокупность политиков, довольных действующей системой власти, довольных также и своим во власти положением.
Элита – группа активных, деятельных, волевых, расчетливых людей, способных к осуществлению функций руководителей, желающих их осуществлять и осуществляющих на практике в силу своего положения. Не имеет никакого отношения к качеству, отборности, селекции, например, в сельском хозяйстве. Элите в обществе противостоят контрэлита, революционеры и бунтовщики. Мирная ротация элиты, контрэлиты и революционеров во властных структурах обеспечивает мирное поступательное развитие страны.
Эпитектики – это люди, участвовавшее в революции, но не осуществившие своих планов. От греческого δεν έχει επιτύχει το στόχο – не достигшие цели.
Этатизм – это политическая идея, согласно которой наивысшей ценностью считается государство. Производное от французского l’État – государство.
Для разделяющих эту политическую идею человек представляет собой винтик, роль и функция которого определена государством. Любое предписание государства законно и подлежит неукоснительному исполнению. У человека нет никаких самостоятельных целей. Общество – инструмент государства, помогающий методами солидарной ответственности (один за всех и все за одного) принудить отдельного человека исполнять любые предписания государства.
Мы просим прощения у читателей за то, что у нас не получилось все определения отредактировать так, как этого требует логика. Читатель сам увидит, какие из определений заимствованы у других авторов, а какие сформулированы нами во время работы над книгой. Тем не менее, вся совокупность определений позволит, мы надеемся, читателям понять нас правильно. Именно понять! Мы не настаиваем на том, чтобы все читатели соглашались с нами по всем вопросам. Понять – и этого нам будет достаточно. Ведь если мы будем поняты правильно, сохраняется надежда на содержательную дискуссию с любыми несогласившимися.
Блог придуман после выборов в декабре 2011 года, которые, по мнению проигравших партий, были сфальсифицированы.
Народ возмутился столь явным обманом и вышел на митинги. Авторы статей в этом блоге правозащитник Юрий Вдовин, журналист Александр Сазанов, публицист Павел Цыпленков, автор концепции сферной политики Лев Семашко, юрист Сергей Егоров, интеллигент Леонид Романков, искуствовед Сергей Басов в те тревожные дни критиковали фальсификацию выборов.
Каким государством станет Россия в 21 веке: анархия, деспотия, демократия, олигархия, монархия или, может быть, клерикализм?
Петербургские политики и сегодня озабоченно следят за судьбой России, публикуют в этом блоге свои газетные вырезки, статьи, предложения, ссылки на интересные сообщения в Интернете, заметки, наблюдения.
На страницах этого сетевого журнала - публикации о культуре, истории, финансах, политике, экономике, войне:
What kind of state will become Russia in the 21st century: democracy, anarchy, despoteia, oligarchy, monarchy or, perhaps, clericalism?
Blog created after the election in December 2011, which, according to lost parties were rigged.
The people protested usurpation and went Square in Moscow and St. Petersburg. Deputies of in December 2011 made declarations.
Petersburg politics convocation (powers from 1990 to 1993) today preoccupied follow the fate of Russia, publish in this online journal his observation, Offers, articles, press clippings, Notes, links to interesting posts on the Internet.
Авторы дают определение Революции – как заметное позитивное перемещение страны в политическом пространстве за короткий промежуток времени. Однако, анализ четырёх революций: английской, американской, французской и русской, проведенный одним из крупнейших специалистов по истории культуры, профессором Гарвардского университета Крейном Бринтоном в книге Анатомия революции (англ. The Anatomy of Revolution) показывает, что все буржуазные революции занимали не короткий, а довольно длительный период поряка 100 лет от начала и до достижения стабильности общества на новом уровне. При этом можно разбить весь этот период на определенные фазы. Забавно, что нашу последнюю колбасно-демреволюцию тоже можно разбить на те же фазы, причем их даты совпадают с аналогичными датами Великой французской революции год в год с разницей ровно в 200 лет.
Правильно. НО упомянутые крупнейшие революции - это целая серия революций в системе наших определений. Между отдельными периодами быстрых перемещений по политическим осям содержатся довольно затяжные промежутки реставраций, консерваций или модернизаций. Так что никакого противоречия с нашей трактовкой политологии и выводами этого Бринтона нет.
Этот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьАвторы дают определение Революции – как заметное позитивное перемещение страны в политическом пространстве за короткий промежуток времени.
ОтветитьУдалитьОднако, анализ четырёх революций: английской, американской, французской и русской, проведенный одним из крупнейших специалистов по истории культуры, профессором Гарвардского университета Крейном Бринтоном в книге Анатомия революции (англ. The Anatomy of Revolution) показывает, что все буржуазные революции занимали не короткий, а довольно длительный период поряка 100 лет от начала и до достижения стабильности общества на новом уровне. При этом можно разбить весь этот период на определенные фазы.
Забавно, что нашу последнюю колбасно-демреволюцию тоже можно разбить на те же фазы, причем их даты совпадают с аналогичными датами Великой французской революции год в год с разницей ровно в 200 лет.
Правильно. НО упомянутые крупнейшие революции - это целая серия революций в системе наших определений. Между отдельными периодами быстрых перемещений по политическим осям содержатся довольно затяжные промежутки реставраций, консерваций или модернизаций. Так что никакого противоречия с нашей трактовкой политологии и выводами этого Бринтона нет.
Удалить